Одной из
важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной
адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему
поможет создание системы школьного наставничества.
Современной
школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на
практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как
показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических
исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической
деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может
протекать длительно и сложно.
Несмотря на
то что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами
существует давно, тем не менее администрация образовательных учреждений
нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том,
как организовать наставничество в школе.
Для молодого
специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным
напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту
стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы
наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления
молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию,
саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость
молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который
готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и
повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в
современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами
указывает на недостаточность других используемых управленческих и
образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот
тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением
личности.
Наставничество – это социальный институт,
осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма
преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее
эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению
профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Задача
наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные
качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника
администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество –
это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать
следующее: педагогнаставник должен обладать высокими профессиональными
качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в
коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и
обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку
наставничество является двусторонним процессом, то основным условием
эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным
знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагогнаставник
должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию
профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в
общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые
интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора,
его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен
воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации,
стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Когда
молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается
в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого
специалиста:
- на требования к организации
учебного процесса;
- требования к ведению школьной
документации;
- формы и методы организации
внеурочной деятельности, досуга учащихся;
- ТСО (инструктирование по
правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в
практической деятельности);
- механизм использования (заказа
или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить
поддержку молодым педагогам в области:
- практического и теоретического
освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и
анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и
др.);
- разработки программы
собственного профессионального роста;
- выбора приоритетной
методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному
повышению квалификации;
- освоения инновационных
тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовки к предстоящей
аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Руководитель
образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем
методического объединения (методических кафедр), учителем наставником,
выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет
различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация,
дополнительная специальность, должностной рост).
Выбор формы
работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования,
тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах,
неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с
наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным,
наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим
молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный
опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация,
следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и
целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять
наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в
"малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие
деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение
аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.