ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ МКОУ «СЕМГАМАХИНСКАЯ СОШ ИМ. МАГОМЕДОВА М.М.» ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Семгамахинская средняя общеобразовательная школа имени МагомедоваМ.М.» с. Акуша Акушинского района. Начало эксплуатации - 1952 г. Количество сотрудников – 30 чел. (19 педагогических работников) Количество учащихся – 121 В школе: Почетных работников общего образования РФ – 3. Отличника образования РД – 1 ; Заслуженный учитель РД - 1; Учителей 1 категории – 4 ; Высшей категории – 3. Юридический адрес: 368280, Республика Дагестан, Акушинский район с. Акуша, Фактический адрес: 368280, Республика Дагестан, Акушинский район с. Акуша, Телефоны 8928 541 07 66 E-mail: semga.sosh@yandex.ru ИНН 0502005066 КПП 050201001 ОГРН 1020501263067 Учредители: Администрация МО «Акушинский район» 1 Имеющиеся лицензии на образовательную деятельность: Реализуемые образовательные программы Серия, № Дата выдачи Срок окончания действия 05ЛО1 № 0001067 06.05.2013г. Бессрочно Начальное общее 4 года Основное общее 5 лет Среднее (полное) общее 2 года Свидетельство о государственной аккредитации (предшествующее): Серия, № Дата выдачи Срок окончания 05 А01. №0001327 30 мая 2016 30 мая.2028г. Директор образовательного учреждения (Ф.И.О. полностью) Магомедов Гасан Мирзагаджиевич Заместители директора ОУ по направлениям (Ф.И.О. полностью) Заместитель директора по УВР – Магомедов Ражабали Куруглиевич Заместитель директора по ИКТ – Ванатов Абдулла Магомедович 2 Отчет о самообследовании содержит анализ качества подготовки обучающихся согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, государственных образовательных стандартов. Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения МКОУ«Семгамахинская СОШ» МО «Акушинский район» проведено на основании решения педагогического совета (протокол № 3 от 15 сентября 2022 года) с целью анализа деятельности образовательного учреждения за 2021-2022 учебный год. 1.Оценка образовательной деятельности (качество реализации образовательных программ ). МКОУ«Семгамахинская СОШ» реализует следующие общеобразовательные программы: начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Содержание общего образования в Школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми образовательных и реализуемыми стандартов Школой на основе федеральных государственных и государственных образовательных стандартов. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех уровней общего образования, где каждая последующая программа базируется на предыдущей. Цели образовательной программы: регламентировать процесс развития образовательного учреждения Задачи образовательной программы: 1. Создание условий для реализации права обучающихся на получение образования, для предоставления доступных и качественных образовательных услуг. 2. Создание условий для внедрения ФГОС второго поколения на всех уровнях общего образования: начального общего, основного общего образования. 3. Создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей, интересов, способностей Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Внедрение стандартов второго поколения в нашей школе реализовывается через УМК «РИТМ» и УМК «Школа России» . Второй уровень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлен на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Образовательная программа школы предусматривает развитие общекультурной и методологической компетентности, 3 формирование психологической и интеллектуальной готовности учащихся к профессиональному и личностному самоопределению. Программы кружков и спортивных секций направлены на развитие познавательной деятельности, творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся, организуют их досуг, повышение эрудиции, расширение кругозора. Структура планируемых результатов выстроена была таким образом, что позволяло определять динамику развития младшего школьника, зону его ближайшего развития и возможность овладением обучающимися учебными действиями , а также осуществлять оценку результатов деятельности обучающихся, педагогов и в целом системы образования школы. Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио учащихся начальной, основной школы. При обучении на 1 уровне образования используются такие педагогические технологии и методики, как: • педагогическая мастерская; • технология развития критического мышления; • методики развивающего обучения и др. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий. Образовательная программа школы на 2021-2022 учебный год формировалась на основе нормативно-правового регулирования федеральным и республиканским законодательством в сфере общеобразовательной деятельности. Важнейшим принципом образовательной программы педагогический коллектив определил многообразие методов и содержания образования на всех его уровнях. В первом классе был проведён стартовый мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. 4 Наличие инструментов для оценки планируемых результатов по ФГОС НОО Планируемые результаты Предметные результаты Метапредметные результаты: - регулятивные УУД - познавательные УУД: -общеучебные - логические - коммуникативные УУД Личностные результаты: - смыслообразование -самоопределение - нравственно-этическое оценивание Педагогические технологии, направленные на формирование УУД Информационнокоммуникационные технологии Проблемное обучение Технологии проектного обучения. Технология решения исследовательских задач Использование исследовательского метода обучения Коллективная система обучения Технологии развивающего обучения Дифференцированное обучение. Разноуровневое обучение Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающихся игр Технология развития «критического мышления» Систему инновационной оценки «портфолио» Здоровьесберегающая технология Контрольно-измерительные материалы Применение учебных электронных изданий по предметам, ресурсов сети Интернет. Разработка презентаций к урокам по предметам. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся Уроки - исследования Информационные и исследовательские проекты (Исследовательские работы) 1. Лекции, семинары 2. Презентации 3. Уроки-практикумы 4. Конкурсы 5. Олимпиады Комплексные итоговые контрольные работы Задания различного уровня сложности 1. Презентации 2. Уроки-игра 3. Конкурсы 4. Олимпиады 5. Викторины Создание «Портфолио» каждого учащегося Мониторинги здоровьесберегающей деятельности: школы, класса, учащегося Дни здоровья Соревнования Конкурсы, викторины Входные диагностики были направлены для выявления состояния восприятия, мелкой моторики руки, диагностики использованы дифференцированного умелой организации пространственного восприятия. Результаты входной для подхода к учебного зрительного осуществления ребёнку при процесса, оценочную деятельность, приобретая навыки обучении индивидуальнов 1 классе. Благодаря учащиеся включались в контрольно- самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном. 5 Результаты входной диагностики и промежуточной 1 класс Входная Качество знаний Ср.балл выполнения заданий % успеваемость 20% 10 26,6% 2 класс 14,3% 11,6 33% Входная Качество знаний Ср.балл выполнения заданий % успеваемость 10 % 9 47% 3 класс Качество знаний Ср.балл выполнения заданий % успеваемость 4 класс Качество знаний Ср.балл выполнения заданий % успеваемость Промежуточная Промежуточная 3% 9,9 66% Входная Промежуточная Входная 69 % 15,5 57% Промежуточная 10% 20 53 % 23% 15,5 64% 13% 18,5 51 % Выводы: Анализ результатов выполнения промежуточной диагностики говорит о том , что учителями ведется работа по формированию УУД. Не все учащиеся справились с заданиями. Средний балл выполнения заданий составляет 12 Предметные знания учащихся 1 - 4-х классов, в основном, сформированы на базовом уровне. Слабо сформированы познавательные УУД в области математики-умения решать задачи, на основе данных из текста составить задачу,, определять источник необходимой для решения задачи информацию. Выводы и предложения: 1) Работу над проверяемыми умениями необходимо сделать регулярной, выстроить определённую систему заданий, направленную на развитие УУД; 2) формировать и развивать учебные действия через все предметы, чтобы они стали универсальными; 3) осуществлять показ и анализ готовых заданий, направленных на развитие УУД, их разъяснение (механизм выполнения) и оценку; 4) изучать и анализировать уровень сформированности УУД и степень овладения предметными знаниями, их взаимовлияние. Анализ заявленных государством требований к компетенциям выпускника основной (общей) школы показал, что были реализованы грамматические, лексические и разговорные навыки в русском языке , навыки работы с текстами разных уровней сложности в образовательной области «Филология», ориентация в базовых математических понятиях в образовательной 6 области «Математика», экологическая грамотность (знание, понимание и соблюдение правил экологического поведения) в образовательной области «Естествознание», коммуникативная, этическая, эстетическая грамотность, основы правовой грамотности, ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры, ориентация в памятниках культуры, в среде проживания, в образовательных областях «Обществознание» и «Искусство» «Физическая культура и ОБЖ». Содержание обучения в 5-9 классах реализовывало принцип преемственности с начальной школой, обеспечивало адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В процессе освоения содержания основного образования были созданы условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствовали все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, иностранные языки. На основе примерных и авторских программ к учебно-методическим комплектам учителями разработаны рабочие программы по всем предметам в соответствии с Положением о разработке рабочих учебных программ. Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью. Практическая часть программ выполнена по всем предметам. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий. Вывод по разделу: Образовательная программа МКОУ «Семгамахинская СОШ» реализовала содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального, основного общего и среднего общего образования. Программа соответствовала основным принципам государственной политики РФ в области образования. Анализ реализации Образовательной программы позволяет сделать вывод, что задачи реализованы на достаточном уровне, что подтверждается качеством образовательных процессов: • уровнем успешности прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации по сравнению с предшествующими периодами; 7 Эффективность образования обеспечивается за счет: • его доступности и равенства образовательного старта вне зависимости от социальных факторов и психофизиологических особенностей развития детей; • форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированных на личностные потребности обучающихся; • внедрения в образовательный процесс развивающих педагогических технологий, ориентированных на формирование компетенций; • соблюдения стандартных условий безопасности образовательной среды; • обеспеченности в соответствии с потребностями профессиональными кадрами. 2.Система управления образовательным учреждением Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления, открытости, демократизма, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности. Система управления образовательным учреждением Педагогический совет Директор школы Заместители директора по УВР , ИКТ и ВР Совет обучающихся Социальный педагог Старшая вожатая Общешкольный родительский комитет Общее собрание трудового коллектива ШМО учителей Общешкольное родительское собрание Директор – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус. Основными формами самоуправления в школе являются педагогический совет и общее собрание трудового коллектива. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений. Заместители директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, которые интегрируют подразделения учебно-воспитательной и воспитательной системы. Их 8 главная функция - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами. Методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Методическое объединение ведет методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ результатов образовательного процесса, имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с администрацией школы и в своей работе подотчетно ей. Социальная служба предназначена для организации помощи педагогам в решении проблем дифференциации образовательного процесса школы. Обучающиеся и родители. Здесь органами управления являются: • Совет обучающихся представляет интересы обучающихся в процессе управления школой, изучает и формулирует мнение обучающихся по вопросам организации жизни коллектива обучающихся и вносит предложения по совершенствованию деятельности школы • Общешкольный родительский комитет оказывает содействие в выполнении образовательных программ и развитии Школы, в благоустройстве ее помещений и территории, решении хозяйственных вопросов, организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий Общее собрание трудового коллектива решает вопросы охраны труда, поощрения работников школы, принимает участие в разработке коллективного договора. Администрация школы делегирует часть своих полномочий профсоюзной организации. Это вопросы контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, организации отдыха работников школы, распределения стимулирующей надбавки к заработной плате работников. Участию работников, родителей и учащихся в управлении отводится большая роль, что способствует решению комплекса управленческих задач: повысилась мотивация исполнителей, у всех участников образовательного процесса развивается чувство причастности к общему делу, повышается потребность людей в творческой, инновационной деятельности. Степень участия учителей, родителей и общественности в управлении школой различна. Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения : 1. Обеспечение высокого уровня образования через развитие основных компетентностей, необходимых учащимся для жизни . 9 2. Обеспечение условий для обучения и воспитания с учетом личностных особенностей учащихся для выявления и развития способностей каждого ребенка. 3. Создание комфортных и безопасных условий обучения через развитие материальнотехнической базы, усовершенствование системы питания, внедрение здоровьесберегающих технологий Основные формы координации деятельности: • план работы МКОУ «Семгамахинская СОШ им. Магомедова М.М.»на год; • план внутришкольного контроля; • план реализации воспитательной работы школы; • реализация программы развития школы. 3. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Структура классов: Уровень обучения Начальное образование Основное общее образование Среднее общее образование Итого Количество классов 4 5 2 11 Количество обучающихся 53 61 7 121 Средняя наполняемость 14.2 12.4 5 11.5 Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод о стабильности численного контингента обучающихся: число обучающихся остается примерно одинаковым в течение учебного года. Вопросы сохранения и увеличения контингента обучающихся постоянно находятся в поле зрения администрации Школы: – налажены связь и регулярные встречи с родителями обучающихся; – создана гибкая система индивидуальных занятий с обучающимися с учетом пожеланий и запросов родителей; – на школьных мероприятиях присутствуют родители; – информация о работе Школы регулярно публикуется на сайте школы. Вывод: 1. В Школе присутствует нормативно-правовая документация , обеспечивающая деятельность образовательного учреждения. 2. Управленческая модель Школы обеспечивает стратегию ее развития и реализуется в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы школы. 3. Структура классов соответствует заявленному типу и виду образовательного учреждения. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями позволило школе достичь в 2020-2021 учебном году хороших образовательных результатов. Показателями результативности организации учебного процесса являются успеваемость и качество знаний учащихся, результаты промежуточной аттестации. Для анализа 10 используются результаты освоения учащимися школы образовательных программ за два года. Педагогическим коллективом обеспечено освоение учащимися государственных образовательных стандартов на базовом уровне. 15 5 0 20 0 0 0 0 50% 35% 20% 40% 100,00% 100,00% 100,00% 100,00% % успеваемости за аналогичный период предыдущего уч. года % качества за аналогичный период предыдущего уч. года % успеваемости % качества 53 61 7 121 Не успевают Должно быть аттестовано 53 61 7 121 1-4 классы 5-9 классы 10-11 кл. Всего Отличников Всего обучающихся Класс Результаты успеваемости за 2021-2022 учебный год: 48% 32% 20% 38% 100,00% 100,00% 100,00% 100,00% Вывод : Представленные цифровые данные свидетельствуют о высоких результатах обучения, оптимальном качественном уровне подготовки обучающихся , что во многом объясняется применением эффективных технологий, ростом профессионального уровня учителей, гуманистическим стилем общения детей и взрослых, т.е. той системной деятельностью, которую организует и координирует о управленческая структура школы. В целом данные успеваемости и качества знаний свидетельствуют об успешном освоении обучающимися обязательного минимума содержания образования, установленного образовательными стандартами. Успеваемость обучающихся по школе составляет 100%. Прослеживая динамику достижений учащихся, следует отметить их высокий уровень на I уровне обучения (процент качества в среднем 48%) и понижению его с переходом на II уровень (процент качества в среднем 32%), хотя в целом по школе еще находится на достаточно высоком уровне. Это объясняется усложнением программного материала, расширением перечня изучаемых предметных курсов, требующих системных знаний. Таким образом, в ходе проведения самообследования и анализа результатов установлено соответствие требованиям ФГОС и ФКГОС всех показателей оценки содержания и качества подготовки обучающихся. В целом данные успеваемости и качества знаний свидетельствуют об успешном освоении обучающимися обязательного минимума содержания образования, установленного образовательными стандартами. Успеваемость обучающихся по школе составляет 100%. 11 Результаты промежуточной аттестации в 2020 году. В конце учебного года учащиеся 1 класса участвовали в проведении итоговых контрольных работ. По результатам проверочной работы по математике учащиеся были распределены на 3 группы: группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – 28 %, группа детей, достигших базового уровня – 61 % , группа риска – 11% По русскому языку результат следующий: выполнили задания базового и повышенного уровней – 42 %, группа детей, достигших базового уровня – 40%, группа риска – 18 %. Материалы, процедура, итоги контрольных итоговых работ были проанализированы на ШМО учителей начальных классов. (Руководитель Абдулгалимова Ш.Г.) В соответствии со школьной программой формирования УУД в 2019 – 2020 учебном году удалось выявить, что включение в контрольно-оценочную систему школы УУД позволяет: • поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность; • создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; • оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний класс Кол-во обуч «5» 2 3 4 2-4 5 6 7 8 9 5-9 кл 11 7 17 35 10 4 16 19 13 62 1 1 7 9 5 1 0 5 1 12 10 11 10-11 4 3 7 0 1 1 2 3 4 2-4 5 6 11 7 17 35 10 4 1 1 7 9 4 1 «4» Русский язык 3 2 6 11 3 1 4 3 1 12 1 1 2 Математика 3 2 6 11 4 1 % качеств % выпол 36 43 76 57 80 50 19 42 15 39 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 25 66 43 100 100 100 36 43 76 57 80 50 100 100 100 100 100 100 12 7 8 9 5-9 кл 10 11 10-11 16 19 13 62 4 3 7 0 5 1 11 0 0 0 3 3 1 12 1 2 3 14.2 42 15 37 25 66 43 100 100 100 100 100 100 100 Сравнительный анализ промежуточной аттестации по русскому языку, математике в начальной школе в 2022 году. класс 2 3 4 класс 2 классы 3 классы 4 классы Русский язык % качества 40 45 76 Математика % качества 42 43 74 Русский язык % качества % качества средний средний показатель показатель 2021год 2022 год 34 36 41 43 75 76 Математика % качества % качества средний средний показатель показатель 2021 год 2022 год 31 36 40 43 75 76 Анализ результатов промежуточной аттестации говорит о соответствии знаний учащихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента образовательного стандарта. Результаты внешней экспертизы обучающихся начальной школы (4 класс) предметы Участвовало в мониторинге «5» «4» «3» «2» Средний балл % выполнения %качества Русский язык 10 2 4 3 0 3,5 100 60 Математика 10 2 4 3 0 3,5 100 60 Окружающий мир 10 4 3 3 0 4.1 100 70 Как видно все количественные показатели, выполненных мониторинговых исследований в 2021 - 2022 учебном году выросли и улучшились, как в абсолютном, так и в относительном значении. Это говорит о более прочных знаниях, полученных учащимися в начальных классах, с одной стороны, а с другой стороны, о более продуманном и качественнее проведённом этапе повторения в конце учебного года. Приведённые выше данные показывают, что: 13 • результаты тестирования позволили получить объективную оценку состояния общеобразовательной подготовки обучающихся, принявших участие в мониторинге учебных достижений; • значительная часть материала начальной школы, на котором базируется изучение математики и русского языка в 5-6 классах, усвоена выпускниками начальной школы достаточно прочно. Таким образом, по итогам образовательных достижений учащихся 4 классов можно прийти к выводам: • уровень мотивации обучения среди учащихся классов находится на достаточно высоком уровне; • выпускники начальных классов имеют достаточно высокие показатели результативности обучения на первом уровне; • по преемственности обучения при переходе с I уровня (начального общего образования) на II (основное общее образование) в течение двух последних лет наблюдается тенденция сохранения в целом результативности, а именно качественных показателей, в чем несомненная заслуга, как классных руководителей, так и педагогов предметников, работающих в 5-х классах. Реализация данной задачи должна способности конкуренции. и подготовиться способствовать к жизни в возможности детей раскрыть свои мире высоких технологий и Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Чтобы работа по этому направлению была эффективной , в школе была предусмотрена внеаудиторная занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Внеурочная деятельность являлась составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Самообследование состояния методической работы Педагогический коллектив школы направляет свою деятельность на создание системы научнометодического обеспечения образовательного процесса, предусматривающего программноцелевой подход в управлении методической работой педагогов, и рассматривает ее как неотъемлемое звено в образовательной цепи, которое непосредственно связывает научные достижения в области психолого-педагогических наук с практикой обучения и воспитания школьников. Главное условие успеха коллектив видит в организации систематической и целенаправленной работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога школы - овладение системой наиболее обоснованных в теории, 14 проверенных практикой, приемов и методов обучения и воспитания учащихся. Подход в управлении научно - методической работой школы включает в себя диагностирование состояния образовательного учреждения, определение целей и задач, особенности организационной структуры, разработку планов и программ, контроль и коррекцию. Методическая работа в 2021 - 2022 уч. году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс. В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, способный обеспечить высокий уровень обучения, создать условия для индивидуального развития учеников. Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой: – педсовет, педагогические чтения, методические совещания; – творческий отчет; – доклады, выступления; - мастер - классы; – семинары; – обсуждение проблем; – самообразование, самоотчеты; – анкетирование; – наставничество; – предметные МО; – методические консультации; – административные совещания. Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали: - спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; - анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся; - выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности. Педагог получает возможность на практике в ходе каждодневной работы закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения актуального педагогического опыта учителей-новаторов, новых программ, деятельности своих коллег. ШМО активно работали над решением темы школы через: - заседания МО, на которых рассматривали новинки педагогической литературы, выступали с докладами, 15 - взаимопосещение уроков; - открытые мероприятия и уроки; - сотрудничество с библиотекой; - использование информационных технологий на уроках и во внеурочное время; - публикации; Разнообразные нетрадиционные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий в период предметных недель вызвали большой интерес учащихся. Вывод: большинство мероприятий прошли на хорошем организационном и методическом уровне. Общие выводы: 1. Вся методическая работа способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества учебно-воспитательного процесса; 2. В школе подобран достаточно профессиональный состав. Все педагоги подтверждают заявленные категории. Образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету. 3. Большая часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую, первую и вторую квалификационные категории; 4. 100% педагогов повысили свою квалификацию за последние 5 лет, повышается активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы, но низкий процент прохождения курсов по работе с детьми с ОВЗ; 5. Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах; 6. Слабо ведется подготовка к предметным олимпиадам и не ведется анализ полученных результатов; 7. Поставленные в 2020-2021 учебном году задачи по обновлению и содержанию образования и повышения успеваемости выполнены. 8. В школе сложилась определённая система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время, используются активные формы организации работы, увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад, конференций. 4. Оценка организации учебного процесса Школьное расписание уроков строится с учетом динамики работоспособности учащихся в течение дня и недели, ранговой шкалы трудностей предметов и на основании СанПиН 2.4.2.1178 – 02. На занятиях и в первой, и во второй половине дня 16 ведется работа по профилактике переутомления обучающиеся посещают кружки, спортзал. дает ребенку Каждая учащихся. минута, После проведенная в уроков школе, положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах к концу года стали складываться доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и приобщает для педагогических коллективах, активно родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Созданные условия обеспечения учащихся горячим питанием (100% охвата), дают возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса. Учебный процесс в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих течение года проведены исследования технологий. В общего физического развития обучающихся. Основные направления деятельности педагогического коллектива школы продиктованы требованиями времени: сохранение контингента учащихся, повышение качества образования, обеспечение профессионального роста учителей, совершенствование материально - технической базы школы, подготовка обучающихся к различным формам деятельности. Содержание образования в школе отраженно в образовательном плане. В школе обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Режим работы учреждения- 5-ти дневная учебная неделя у обучающихся 1 классов, 6-ти дневная учебная неделя в 2-11 классах. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом пятидневной учебной недели. Результативность контроля за состоянием работы кружков. Проведены тематический контроль организации и проведения кружковой работы с обучающимися. Руководители кружков обеспечивают условия для всестороннего развития личности учащегося, создают условия для формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию, содействуют личностному росту обучающихся на основе воспитания социально компетентной личности. 17 Выводы: 1. Организация ВШК ведется в Школе с позиции реализации требований к результатам и условиям качества образования предъявляемые ФГОС и ГОС, и носит системный, плановый и личностно-ориентированный характер, а результаты мониторинга включают как количественные, так и качественные показатели. 2. Содержания контроля соответствует ключевым направлениям педагогического процесса. Контроль осуществляется в соответствии с планом работы школы. Общие выводы. Самообследование состояния учебно-воспитательного процесса и новых требований к образовательным учреждениям в условиях перехода на ФГОС второго поколения позволяет выделить следующие резервы для повышения результативности работы школы: 1. Повышение качества образования за счет формирования у обучающихся устойчивой мотивации к обучению, внедрения педагогами школы новых информационных и инновационных педагогических образовательных технологий, учитывающих личностные особенности и возможности обучающихся 2. Совершенствование педагогического мастерства педагогов Школы за счет создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в части изменения приоритетов профессиональной деятельности, совершенствования системы обмена опытом среди педагогов Школы. 3. Совершенствование системы управления образованием в Школе за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий . Таким образом, на основании результатов самообследования установлено: 1. Организация деятельности Школы соответствует требованиям, целям и задачам Программы развития и Образовательной программы и обеспечивает качество образования на уровне, соответствующем требованиям Федеральных программ, ГОС и ФГОС. 2. В связи с переходом на новые ФГОС Школа осуществляет изменения, которые ориентируют образовательный процесс на реализацию современных требований к качеству образования. 3. Начат процесс по переходу на обучение по новым ФГОС в основной школе. Выявленные проблемы и пути их решения нашли отражение в планировании работы школы на 20152016 учебный год. Внесены соответствующие коррективы. 18 Задачи на 2022-2023 учебный год 1. Создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами, возможностями 2. Создать условия для обеспечения доступного, качественного образования путем широкого использования здоровьесберегающих, информационных, инновационных технологий. 3. Повысить персональную ответственность каждого учителя за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа своей деятельности. 4. Развивать систему выявления и поддержки одаренных детей. 5. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов 6. Развивать детское объединение как основу для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося. 7. Совершенствовать систему взаимодействия с родителями, активно их привлекать к участию в учебно-воспитательном процессе. 19